друзья по интересам
Интересы
Встречи
Форум
Люди
войти

Общение


Михаил
Санкт-Петербург

Самые крутые IT-музеи мира

Катаясь по миру во время отпуска, айтишник всегда найдёт, чем заняться, когда ему надоест валяться на пляже или осматривать местные достопримечательности.

http://geektimes.ru/company/airbnb/blog/251542/

http://geektimes.ru/company/airbnb/blog/251634/

09 июня 2015

Raduga
Москва

О Коломенском и его главной природной достопримечательности

История этого поселения восходит к I веку до н. э., если не ранее, некоторые исследователи считают, что его основали римские легионеры во главе со своим полководцем К. Коломнем. Михайло ЛОМОНОСОВ считал, что римляне в прошлом вполне могли обосноваться в Подмосковье. В 1908 и 1916 годах профессор А. И. Некрасов, проводивший раскопки в Коломенском, находил надгробные плиты с надписями на старославянском и латинском языках. На одной из известняковых плит значилось: «PRAEFECTUS CVINTUS COLOMNIUS». А летом 1903 года крестьянин села Коломенское обнаружил остатки доспехов и оружия римского легионера. В 1916 году Некрасов находит лаборум — римский военный знак, служивший знаменем.
Показать полностью...


По преданию однако счтают, что село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну, было основано жителями города Коломны, бежавшими от Батыя. Первое письменное упоминание — в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1336 г. Изначально это была вотчина московских великих князей, затем царей. Василий III выстроил здесь в 1528—1532 годах знаменитую шатровую церковь Вознесения (вероятно, заложена для моления о чадородии). В статьях о церкви Вознесения, ей часто приписывают функции сторожевой башни, но это чистая выдумка советских историков, так как до 1867 года барабан главы был глухим и там не могло быть никакого используемого помещения.

Иван Грозный, возможно, в честь своего венчания на царство в 1547—1554 гг. построил в соседнем селе Дьяково (ныне в черте музея-заповедника) церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. И. Забелин указывает, что Иван Грозный имел обычай праздновать в Коломенском дворце свои именины (29 августа).

Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича — Коломенское было его любимой резиденцией. В 1667—1668 гг. возводится великолепный деревянный дворец, имевший 270 помещений. Позже здесь нередко живал юный Пётр I; под Коломенским, на Кожуховском поле, он устраивал знаменитые «потешные бои».

После смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское приходит в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец был разобран. Новый четырёхэтажный дворец построен в 1766—1767 годы князем П. В. Макуловым (по его же чертежам) на новом месте, напротив северного фасада церкви Вознесения. Нижние два этажа были каменные, а верхние — деревянные. В них П. В. Макулов использовал материалы от разборки хором Алексея Михайловича. В 1768 году был надстроен второй этаж над палатами XVII века всего ансамбля Передних ворот, включая Сытный двор, Полковничьи и Приказные палаты (и здесь Макулов использовал материалы от разборки хором). Весь ансамбль был приспособлен под кухни нового дворца. В коломенском дворце императрица жила летом во время пребывания в Москве.


Голосов (Велесов) Овраг и тысячелетние валуны

Овраг условно разделяет Коломенское на две почти равные части. Одна из них – цивилизованная. Здесь сосредоточены музеи, киоски с сувенирами, многочисленные кафе и знаменитая смотровая площадка. Другая часть заповедника – «дикая». Это – заросшие травой холмы, небольшие рощицы и старый фруктовый сад с большими валунами, напоминающими символы древних языческих религий. По дну оврага течет небольшой ручей, образованный родниками, которых здесь великое множество. Предание рассказывает, что родники эти – следы коня самого Георгия Победоносца, когда-то проскакавшего здесь с вестью о своей победе над змием. Вода в ручье очень студеная. Утверждают, что ее температура круглый год одна и та же – плюс 4 градуса, что наделяет ее свойствами наибольшей плотности и живительной силы. Зимой ручей не замерзает даже в суровые морозы, чему никто пока не дал объяснения.

Происхождение названия «Голосов овраг» знатоки объясняют по-разному. Романтики связывают его с «голосами природы». Действительно, летом здесь всегда поют птицы, стрекочут кузнечики и шумит вода в ручье. Однако более убедительной кажется другая версия – мифологическая. Историки полагают, что изначально овраг назывался «Волосов» – по имени Волоса или Велеса, языческого бога — властителя подземного мира и покровителя домашних животных. Так могли назвать этот овраг древние финно-угорские племена, жившие на берегах Москвы-реки задолго до прихода сюда славян. Не случайно археологи нашли в окрестностях Коломенского многочисленные следы древних поселений, существовавшие здесь еще во времена Древнего Рима.

На дне Голосова Оврага находятся знаменитые камни валуны. Один гладкий и называется Девий, а другой — пупырчатый, будто бы покрытый «гусиной кожей» — именуется Гусем. Вес — около пяти тонн каждый. Причем основная масса этих валунов находятся в земле. На поверхность выходят небольшие вершины. Один из камней лежит на дне оврага, другой – на его высоком склоне. Легенда гласит, что это останки змея, с которым бился еще Георгий Победоносец. Нижний из камней — “Гусь”. Считается, что, если на нем посидит мужчина, его “мужская” сила усилится. Верхний именуют “Девьим камнем”, и лечит женское бесплодие.

Легенда гласит, что «в стародавние времена странствовал по земле витязь на белом коне. Но не искал он себе ни злата, ни славы земной: по воле Божьей странствовал он, и всюду, где бывал, сражался с тварями, порождёнными Врагом рода человеческого. И вот достиг святой Георгий (а это был именно он) и этих мест. В те времена обитал в том овраге страшный змей – Волос (Велес). Огромен он был, каждый его зуб был длинною в локоть. Те же племена, что жили по соседству, поклонялись Волосу, словно живому богу: каждый день ставили требу ему из сорока яиц, а раз в год отдавали в жертву девушку. Христианского Бога в ту пору здесь и не знали. Опечалился святой, увидев, кому поклоняются люди, и решил освободить их от такой напасти. Облачился в доспехи и отправился в змеиное логово. Волос сразу понял, кто и зачем к нему пожаловал: взвился он огромными кольцами, заслонив собою полнеба. Вздумал страхом взять воителя Божья. Но не ведал страха Георгий, смело направил своего коня навстречу опасности. Целый день продолжалась битва Георгия со змием. Лишь к вечеру удалось святому прижать дьявольского гада к земле и пронзить копьём. Но и тогда, корчась в предсмертных муках, исхитрился змей нанести урон Победоносцу: изогнувшись, распорол он острым когтем живот верного его коня. И пал мёртвым верный конь святого рядом с поверженным врагом.

С тех пор минуло много веков. Народ давно забыл древние верования и обратился к вере Христовой, а внутренности коня святого Георгия так и остались на земле, обернувшись в камень. Но и став камнем, помогают они людям: любая дева, стоит ей коснутся рукой этого камня – непременно в скором времени выйдет замуж, любая женщина, спустя положенный срок, станет матерью. Оттого и называют этот камень – Девичий. А в память об этом деянии на знамени того народа, что освободился от власти змеевой, изображен святой Георгий и чудо его о змие.»

Впрочем, в другой версии той же легенды есть странное дополнение: когда Георгий одолел змея, тот, собрав последние силы, скрылся от него в свою нору. А нора эта вела, ни много ни мало, – в саму преисподнюю. Там этот змей и по сей день набирается сил, чтоб отомстить своему обидчику…

Уфологи утверждают, что камни связаны с космосом и что неоднократно в небе над Коломенским видели НЛО. Последователи эзотерических учений уверены, что овраг – важнейшее место в сакральной географии Москвы. Кстати: Дева — это финно-угорская женская подземная богиня, а Гусь — священная птица финно-угорской мифологии, плавающая в подземном океане и сотворившая некогда все сущее. Верующие проходят мимо камней в храм и считают «маршрут» святым. По преданию, здесь проскакал Георгий Победоносец, а один из камней похож на двухметровую подкову, покрытую чешуей. По преданиям, именно рядом с Гусь-камнем провалился во времени отряд татаро-монгольских варваров.

Считается, что камни не утратили своих волшебных свойств до сегодняшних дней. Достаточно прикоснуться рукой к их поверхности и загадать желание. Для верности можно завязать ленточку на ветвях соседнего дерева. И тогда камни, в которых по преданиям до сих пор живут духи древних богов, обязательно помогут осуществить мечту.

Провалы во времени и пространстве

В документах полицейского управления Московской губернии XIX века отмечаются случаи загадочного исчезновения жителей соседних сел. Двое крестьян деревни Садовники, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, без вести пропавшие еще в 1810 году, вдруг появились… в 1831-м! Они рассказали, что возвращались ночью домой из соседней деревни и решили пройти Голосовым оврагом, хотя это место считалось “нечистым”. На дне долины клубился густой туман, в котором вдруг возник какой-то “коридор, залитый белесоватым светом”! Крестьяне пошли туда и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Крестьяне продолжили путь, а придя в деревню, увидели своих жен и детей постаревшими на двадцать лет. В дело вмешалась полиция. По настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из крестьян снова исчез в тумане и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в депрессию и впоследствии покончил с собой. Этот случай описан в газете «Московские Ведомости» от 9.07.1832 года. Документы Полицейского управления Московской губернии, относящиеся к Коломенской волости за период 1825-1917 гг., неоднократно отмечают случаи загадочного исчезновения людей среди жителей сел Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки.

В летописи XVII века описывается удивительная история. В 1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд татарских всадников. После того, как их взяли в плен стрельцы, всадники рассказали, что они — воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Надеясь уйти от преследования, конный отряд спустился в Голосов овраг, окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а вынырнули лишь через 50 лет. Один из пленных говорил, что туман был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед погоней на это никто не обратил внимания. Царь Михаил Федорович приказал учинить дознание, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы середины XVI столетия.

В 1995-96 гг. ученые из Института общей физики провели здесь замеры электромагнитных полей. Москва стоит на Русской платформе, очень прочном геологическом образовании, но у каждой платформы есть свои разломы. Один из самых больших как раз проходит под Голосовым оврагом. Здесь обнаружены и следы древней вулканической деятельности. Через разлом выходят мощные излучения, а расположение с запада на восток рассекает естественное магнитное поле Земли. Превышение нормы электромагнитных излучений в овраге более чем в 12 раз, а вблизи валунов – более чем в 27 раз. Замечено, что иногда внезапно разряжаются мобильные телефоны, а стрелка компаса указывает с разных мест не на север, а в эпицентр заколдованного оврага…

При замере электромагнитных полей один из ученых был резко поднят неизвестной силой в воздух на высоту 2,5 метров и брошен на отвесный склон оврага. Кстати, именно такого роста были таинственные волосатые существа. Сам магнитометр вышел из строя, а измеритель лептонных полей зафиксировал кратковременное наличие “критической массы”, влияющей на сознание людей.


Навьи существа

Вообще легенды о странных существах, населяющих овраг, ходили и до 1810 года. В народе называли их навьями, а это возвращает нас к первой версии возникновения названия «Коломенское» – от слова «коломище». Дело в том, что «коломищем» называлось не любое, а только языческое кладбище. Мёртвых на коломище хоронили не в могилах, а в особых «домовинах». Домовина представляла собой небольшой продолговатый домик, напоминающий нынешние гробы по общим очертаниям, но построенный на манер жилых домов и увенчанный двускатной тесовой крышей. Внутри домика помещался сосуд с прахом умершего. Туда же, в домовину, приносили родственники покойного и поминальную трапезу в день поминовения – на радуницу.

Вот как говорит об этом автор «Повести временных лет»:

«…А Радимичи и Вятичи… Аще къто умьряше (если кто умрёт) – …съжьжаху и (сжигают его). …Посемь, събравъше кости (потом, собрав кости), въложаху в судину малу (складывают в небольшой сосуд) и поставляху на стълпе на путьх (и ставят в сооружении у дороги), еже творять Вятичи и ныне (что вятичи делают и по сей день)».

«Сей день» – это как раз конец XI века, а вятичи – славянское племя, населявшее бассейн реки Оки, в том числе, и территорию нынешней Москвы. Вятичам принадлежит и Дьяковское городище, а так же кладбище возле него. В те далёкие времена кладбища-коломища становились частью деревни: любой путник, подходящий к поселению, проходил сначала через деревню мёртвых, стоящую по обе стороны дороги. Почившие деды охраняли покой внуков, не допускали к ним зло. Совсем другое дело – навьи. Навьи – это «чужие» покойники, не состоящие в кровной связи с живыми, а, стало быть, – не имеющие веских причин их защищать. Наоборот, навьи всячески старались досадить живым. Вятичи верили, что они, навьи, являясь в образе человекоподобных созданий с торчащими во все стороны волосами, способны пить кровь у всякого неосторожного человека, показавшегося вблизи их обиталища без оберега. Оберегами могли быть изображения шестилучевых громовых колёс – цветков перуники или знаки бегущего солнца – коловрат.

Интересна эта подробность – торчащие во все стороны волосы. Ведь волосатые существа, которых неоднократно встречали в прошлом, появлялись как раз в районе древнего вятического коломища. Тогда выходит, что и Голосов овраг не зря называют в народе Велесовым: языческий бог Велес был ни больше, ни меньше, чем правителем «Кощьного» – славянского царства мёртвых. На этом фоне и змей – «волот» – которому, согласно легенде, поклонялись местные жители, выступает не как абстрактный символ зла, а вполне реальный ящер, остатки культа которого, согласно «поучениям» против язычников, бичевали средневековые священники.

Собственные впечатления об овраге и его окрестностях.

Если сравнивать энергетику парка в целом, то она явно не однозначная. В овраге стоит "мертвая тишина", нет, птицы там летают, щебечут, ветер тоже гуляет иногда, в самой атмосфере есть что-то еще, там будто глухо, знаете ощущение, что ты находишься в "стекляной или жестяной банке". Место жутковатое и притягивает людей разных... Кто-то идет поржать, кто-то культурно просветиться, кто-то за простой и житейской помощью, кто-то и вовсе не за помощью, а по делу... Место, одно могу сказать, темное, мрачное, именно в плане энергетики оно мне совершенно не понравилось. Я бы даже сказала не будь это место людным, оно привлекало бы туда людей с темными помыслами - маньяков, убийц и т.п. На другой стороне оврага, на стороне церкви усекновения главы Иоанна Предтечи, располагается яблоневый сад и энергетика там кладбищенская, хотя кладбище находится непосредственно на территории церкви. Думаю захоронения были гораздо шире раньше, еще до того как там посадили яблони. Наиболее сильная энергия (непонятного происхождения) находится рядом с камнями, чем дальше от камней, тем "легче дышится". Так что если надумаете греть попу на камнях, осторожнее, "не обожгитесь".
28 ноя 2014 | ответы (1)